Путешествие в Боржоми

У проекта Urban Armenia доминантой, безусловно является знакомство с Арменией тех 99,99% населения планеты, которые в силу своей невезучести еще не были на этой благословенной земле. 

Однако, есть один примечательный регион в соседней Грузии, который может похвастаться таким разнообразием, которого нам не сыскать в стране Араратской - 
Речь идёт, конечно же, о бескрайних хвойных лесах в южной части Грузии — Боржомском национальном парке, в котором сама природа велела произрасти огромному количеству деревьев, образовав внушительных размеров зелёную шапку на карте страны.

А в самом сердце заповедника расположился курорт, известный каждому, с лечебными минеральными водами и чистейшим воздухом — Боржоми.

Дорога к нему — это отдельное путешествие. Регион Самцхе-Джавахетия, который начинается сразу после армяно-грузинской границы, КПП «Бавра», богат интересными достопримечательностями, природными ландшафтами и необычными людьми, в числе которых духоборы — этакие протестанты, которых вместе с молоканами при Николае Первом отправили подальше от центральных губерний. Любопытный факт: сам Лев Толстой активно им помогал, пожертвовав весь свой гонорар от романа «Война и мир» на переселение в Грузию, а после — в Канаду. Первые несколько сёл, которые встречаются на пути у самой границы, носят русские названия, такие как Гореловка, Богдановка, Орловка. В наши дни духоборов можно по пальцам пересчитать, но когда-то эти поселения были очагом их духоборской жизни. Регион достаточно холодный. Они утепляли жилища интересным способом: сажали траву прямо на крыше. Но лишь некоторые дома сохранили культурный код общины: есть один дом культуры и кладбище духоборских основателей неподалёку, в поле, которое едва напоминает об их прошлом.
Продолжая движение на север, минуя прежде военный городок Ахалкалаки, мы сворачиваем к ещё одной точке интереса и гордости Южной Грузии — невероятному по своим масштабам пещерному монастырю Вардзия, гордо расположенному над рекой Курой. Здесь она ещё набирает обороты и кажется спокойной, чего не сказать об истории самого монастыря. Он состоит из шести этажей и более чем 200 комнат, часть которых обуглена кострами, которые турки-захватчики небрежно разводили после завоевания местных территорий. Тем не менее эта копоть послужила консервантом для множества росписных фресок, икон и других изображений на туфовых стенах. Монастырь действующий, и потому небольшая активность черноплащевых монахов (у них даже есть мини-огороды и сады) придаёт фактурности всему происходящему в пещерных лабиринтах.
Следом за Вардзией протягивается извилистая дорога вдоль таких же извилистых берегов реки.  Полчаса пути и вот столица региона и родина семьи Шарля Азнавура — Ахалцихе. Хоть это региональный центр и весьма аутентичный городок, но ощущение, что главная точка назначения всего путешествия уже не за горами и в часе езды, не позволяет тратить на него много времени, хотя прогуляться, например, по местной Мекке не составит труда. 

Замок Рабат — место встречи всех религий и то, что, скорее всего, напечатает на сувенире-магнитике местный торговец, чтобы побаловать туристов очередной безделушкой.
Остаток пути до города-героя этой статьи проходит размеренно по плавной дороге вдоль уже наполнившейся новыми притоками всё той же реки Куры, или Мктвари, как её, кстати, называют сами грузины. По дороге скалистые виды постепенно передают слово хвойным деревьям. Хотя чего уж там таить — не слово, а целую повесть. Такого количества лесов нигде на Кавказе не встречал: сосны, ели всех возможных видов, пихты, кедры, можжевельники. И только успела смениться картинка на вечно-зелёный цвет, как из-за поворота показался указатель: мы в Боржоми.
Немного истории.

Различные раскопки, коллекцию которых бережно хранит краеведческий музей в бывшей канцелярии Романовых, доказывают, что в боржомском ущелье жизнь кипела ещё в седые времена: бронзовый век, средневековье и т. д., но особенно важным для становления курорта является, разумеется, Царская Россия. После присоединения Грузии к Российской империи в начале XIX века Боржоми из небольшого поселения постепенно превратился в известный курорт.

Сначала здесь размещались военные и велась заготовка леса, который сплавляли по Куре в Тифлис. Затем князь Михаил Воронцов построил себе в Боржоми летнюю резиденцию и дал старт обустройству минеральных источников. Местность стала привлекать людей для лечения и отдыха. В городе появились парки, купальни, гостиницы и дворцы, а сам курорт стал популярным местом летнего отдыха знати. Чуть позже город был пожалован Романовым, которые построили первый завод минеральной воды, проложили железную дорогу и утвердили Боржоми как один из главных курортов Кавказа.

Таким увидел город ученик Менделеева и пионер цветной фотографии в Российской империи Сергей Прокурдин-Горский.
Но есть ещё одна история, моя личная. Мои прадедушка и прабабушка были родом из Тифлиса. Но взамен шумной столичной жизни они предпочли переезд в маленький провинциальный курорт. Кажется, так оно и было.

Так вот, прадед был активно вовлечён в санаторно-курортную жизнь города и заведовал бухгалтерией в горноклиматическом санатории «Либани», посвятив ему практически всю свою карьеру.

Санаторий сейчас заброшен и представляет ценность лишь для любителей урбекса и архитектуры ампира.
Бабушка тоже трудилась в одном из центральных санаториев, а отец со своим дядей — на заводе минеральных вод. Мне же довелось родиться и прожить здесь лишь первые шесть лет своей жизни, но они тоже остались в памяти как жизнь в уютном городке с брусчаткой вместо асфальтной глади, старых переулков, магазинчиков и советских универмагов. А однажды я помню, как, сидя в санях, укутанный в отцовскую дублёнку, желал только удачи своей бабушке, которая пыталась нас спасти от стаи бродячих собак в городском парке, куда мы прикатили за минералкой.

Спустя больше чем двадцать лет Боржоми весьма преобразился, но по смыслу остался тем же уездным городишкой с размеренной жизнью.
Визитной карточкой и главным местом притяжения отдыхающих по-прежнему остаётся парк, в котором можно напиться минеральной воды, покататься в кабинке канатной дороги, погреться в серных источниках или просто гулять, вкусно кушать в местных трактирах и любоваться старинной архитектурой. Что мы, собственно, и делаем в наших путешествиях. Есть и первые питьевые галереи , православные храмы, аллеи. Местные вообще считают, что именно тут Чайковский, который какое-то время жил в городе, написал «Щелкунчика», и кто мы такие, чтобы этому не верить.
А ещё здесь есть огромный санаторий «Ликани», в котором в 90-е поселились беженцы из Абхазии, которые по сей день в нём живут. Удивляет тот факт, что по нему бегают и дети, и подростки, которые наверняка выросли и живут всю свою жизнь в этих стенах.
Но о печальном — коротко. Всё-таки в финале сего повествования речь пойдёт о главной причине ехать сюда и летом, и зимой. И причина эта заслуженно находится на вершине пьедестала всего путешествия — Боржоми-Харагаульский национальный парк. Его можно назвать грузинскими джунглями или лёгкими страны. Запах хвои летом, хруст сосновых шишек или снега зимой — можно долго описывать те состояния, в которых пребываешь, но лучше хотя бы один раз самому испытать на себе встречу с этим сказочным лесом.
Так он выглядит летом
А так осенью
А так — зимой, и, на мой взгляд, это лучшая пора для хайкинга по нацпарку. Стоит ли пришвинским пером вновь описывать всё происходящее в заснеженном боржомском лесу? Можно было бы, но проще будет подытожить — это настоящий щенячий восторг. Будто ты попал через дыру в шкафу в Нарнию.
В национальном парке Боржоми–Харагаули на площади в 85000 гектар разработан десяток классических маршрутов. 

Их протяжённость варьируется от 10–15 км для однодневных прогулок до 60–70 км для походов на несколько дней. 

У каждого маршрута есть собственный цвет маркировки, что упрощает навигацию и повышает безопасность, но не создаёт ощущения цивилизации — наоборот, она лишь помогает ориентироваться в пространстве, не вмешиваясь в само переживание похода. А длинные маршруты оборудованы сетью туристических приютов, шелтеров и беседок. 

Самые известные из однодневных — «Панорамы Боржоми» и Маршрут номер №12. Чаще всего мы выбираем маршрут № 12 за его универсальность: он начинается в плотных хвойных лесах, постепенно набирает высоту, проходит через речку и выводит в открытые субальпийские луга с панорамой на трехтысячники курорта Бакуриани и плато Триалети. 

Популярны также и многодневные треки «Следы святого Андрея», «Мегрукисхеви» и «Николоцминда», пересекающие лесные массивы, горные перевалы вдали от населенных пунктов. Однажды мы обязательно пройдем такой трек. 

Перед выходом необходимо пройти обязательную регистрацию в визит-центре национального парка, указав маршрут, количество дней и состав группы — контроль и безопасность здесь воспринимаются всерьёз. 
Территория парка поддерживается в чистоте, инфраструктура минимальна, но функциональна.

По пути встречаются следы диких животных — здесь обитают бурые медведи, волки, рыси, олени и косули, а также редкие виды птиц — увидеть их удаётся нечасто, но ощущение их присутствия сопровождает почти весь маршрут, подтверждая тот факт, что мы у них в гостях.
Это была история появления Боржоми в летописи наших путешествий. 

Кто знает, возможно мы и дальше продолжим открывать страну-соседку. 

Но а сейчас нам пора проходить паспортный контроль, мы снова на грузинско-армянской границе и скоро будем дома. Каких то несколько часов осталось. Вот вам еще фоток немного. До встречи на Комитаса 1!
Надеюсь, было интересно. И однажды вы посетите этот зеленый уголок Земли, в который, как правило, снова хочется вернуться. С нами или сами. 


Вы читали Urban Armenia — турбюро необычных путешествий.
  • Вова
    Гид и исследователь Армении
© URBAN ARMENIA 2022 -